Неправильный (патологический) прикус — это аномальное смыкание зубов, которое приводит к нарушению функций зубочелюстной системы и, как следствие, других систем организма.
Периоды формирования прикуса
Выделяют пять периодов формирования правильного ортогнатического прикуса. При отклонениях в каком-либо из них возможно возникновение неправильного прикуса и других аномалий зубочелюстной системы:
Всего 5 этапов:
Появление аномалий зубочелюстной системы возможно и во время внутриутробного периода. Инфекционные или хронические заболевания матери, отравления в период закладки зачатков зубов могут привести к аномалиям формы зубов, размеров, цвета.
К формированию неправильного прикуса приводят нарушения роста челюстей или отклонения в прорезывании зубов. Например, скученность зубов возникает, если постоянные зубы крупные и прорезывались вовремя, а рост челюсти приостановился. Иногда нарушение роста челюсти может закончиться отсутствием клыков, резцов или премоляров или же появлением промежутков и диастем (щели между передними зубами)
Всего 5 этапов:
- первый – с рождения до 6 месяцев – подготовка зубочелюстной системы к прорезыванию молочных зубов;
- второй – с полугода до 3 лет – формирование временного прикуса;
- третий – с 3 до 6 лет – подготовка челюстного аппарата к появлению постоянных зубов;
- четвертый – с 6 до 12 лет – формирование постоянного прикуса (активный рост челюстей + прорезывание постоянных зубных единиц);
- пятый – с 12 до 16 лет – замена всех молочных зубов на постоянные.
Появление аномалий зубочелюстной системы возможно и во время внутриутробного периода. Инфекционные или хронические заболевания матери, отравления в период закладки зачатков зубов могут привести к аномалиям формы зубов, размеров, цвета.
К формированию неправильного прикуса приводят нарушения роста челюстей или отклонения в прорезывании зубов. Например, скученность зубов возникает, если постоянные зубы крупные и прорезывались вовремя, а рост челюсти приостановился. Иногда нарушение роста челюсти может закончиться отсутствием клыков, резцов или премоляров или же появлением промежутков и диастем (щели между передними зубами)
Какой прикус считается отклонением от нормы
- глубокий – верхние резцы и клыки практически полностью закрывают нижние;
- открытый – зубные ряды при смыкании челюстей не соприкасаются друг с другом в переднем отделе;
- перекрестный – верхние и нижние зубы в некоторых отделах перекрещиваются друг с другом.
- дистальный – верхний зубной ряд нависает над нижним;
- мезиальный – нижняя челюсть выпирает вперед.
Причины аномалий зубочелюстной системы
- Наследственная предрасположенность
- Патологии внутриутробного развития
- Искусственное вскармливание
- Сосание соски-пустышки
- Грудное вскармливание после полутора лет
- Травмирование зубочелюстного аппарата на любом из этапов формирования прикуса
- Преждевременная утрата молочных зубов
- Неправильная осанка (голова выдвинута вперед по отношению к туловищу), провоцирующая деформирование челюсти
- Частые или хронические заболевания лор-органов
Критерии правильного прикуса:
- правильные, гармоничные черты лица;
- резцы верхней челюсти на одну третью часть перекрывают резцы нижней челюсти;
- боковые зубы максимально контактируют между собой;
- зубы стоят по зубной дуге ровно и без промежутков;
- верхние зубы располагаются чуть наружу, чем нижние (верхняя челюсть выступает вперёд);
- каждый верхний клык располагается между клыком и первым премоляром (четвёртым зубом) нижней челюсти;
- линия между центральными резцами верхней и нижней челюсти совпадают со срединной линией лица.
Причины неправильного прикуса:
- генетическая предрасположенность (отсутствие зачатков определённых зубов);
- нарушение внутриутробного развития (гипотрофия плода — замедление физического развития, несоответствие размеров плода сроку беременности);
- родовые травмы;
- неправильное вскармливание (как естественное, так и искусственное) — неправильное прикладывание к груди с рождения, длительное сосание груди после полутора лет, использование сосок и пустышек неподходящего размера, слишком большое отверстие в соске при кормлении;
- рахит;
- вредные привычки — длительное сосание пустышки, пальца, предметов, сон с запрокинутой головой, ротовое дыхание, подкладывание руки под щеку во время сна или при сидении за столом;
- эндокринные заболевания (сахарный диабет, гипотириоз, гипертириоз);
- заболевания ЛОР-органов (аденоиды, синусит, гайморит);
- ранняя потеря молочных зубов, к которой привёл кариес и его осложнения;
- нарушение размера и положения языка (макроглоссия как врождённая или сопровождающая кретинизм особенность, так и приобретённая вследствие опухоли)
Какие симптомы проявляются при неправильном прикусе
Для каждого вида неправильного прикуса характерны свои проявления. Если есть хоть какие-то симптомы, говорящие о патологии, необходимо посетить ортодонта. К таким симптомам относят:
Неправильный прикус часто становится причиной неуверенности в себе, поскольку приводит к асимметрии лица. Он также может вызывать повышенную утомляемость, боли в голове и спине.
- зубы верхнего и нижнего ряда не смыкаются между собой спереди или сбоку;
- промежутки между зубами;
- криво стоящие зубы;
- не видно нижних резцов под верхними;
- усиленное отложение зубного налёта на некоторых зубах, образование зубного камня меньше чем за месяц после профгигиены;
- кровоточивость дёсен при чистке зубов, жевании твёрдых продуктов, например яблока;
- шепелявость;
- асимметрия лица или губ;
- губы в покое не смыкаются;
- средняя линия лица сильно отличается от центральной линии зубов (в норме центральные зубы должны соединяться так, что если от них провести линию вверх, она разделит лицо на две равные части);
- нарушения осанки (при сутулости увеличен грудной кифоз, голова и плечи выдвинуты вперёд, а нижняя челюсть находится в заднем положении, формируется дистальный прикус);
- щёлкание сустава и невозможность открыть рот;
- лицо не выглядит гармонично
Неправильный прикус часто становится причиной неуверенности в себе, поскольку приводит к асимметрии лица. Он также может вызывать повышенную утомляемость, боли в голове и спине.
Важно: профилактический визит к стоматологу не отнимет много времени, но позволит выявить все стоматологические, пародонтологические и ортодонтические проблемы. Если стоматолог-терапевт заметит какие-либо отклонения, то он направит пациента к врачу узкой специализации. Особенно это важно, когда речь идет о детях. Коррекция прикуса в детском возрасте более эффективна, чем во взрослом.
Диагностика неправильного прикуса
Для получения объективной информации о патологии применяют следующие методы диагностики:
Клинический метод является ведущим при постановке ортодонтического диагноза. Он включает:
Далее проводится исследование состояния мышц челюстно-лицевой области, физиологических функций челюстно-лицевой области: специальные фонетические пробы (произношение букв или слов), пальпация.
Клинические функциональные пробы дают представление о направлении смещения нижней челюсти и его причинах, нарушении смыкания зубных рядов, изменениях в ВНЧС, асимметрии скелета. Пробы проводятся по следующему принципу: осмотр в покое в прямой и боковой проекции, при разговоре, при открывании рта, смещении в стороны и вперёд.
Основные функции зубочелюстной системы, имеющие диагностическое значение в ортодонтии: дыхание и клапанная функция губ, откусывание, пережёвывание и глотание пищи, речеобразование. При дыхании смотрят, какие мышцы при этом участвуют, какое дыхание преобладает — носовое или ротовое. Если есть жалобы на жевание, пациента просят продемонстрировать или подробно описать. Проблемы с речеобразованием выявляются во время беседы.
Функциональная глотательная проба — с помощью неё определяют способность пациента проглатывать небольшое количество жидкости или твёрдой пищи спонтанно и (или) по команде. Продолжительность физиологического глотания составляет 0,2 секунды для жидкости и 0,5 секунд для твёрдой пищи.
Рентгенологическое исследование включает телерентгенограмму (ТРГ) в боковой и прямой проекции. Его проводят с целью выявления скелетных аномалий зубочелюстной системы. Панорамный снимок и компьютерная томография (КТ) показывает состояние корней, костной ткани, расположение зубов. Желательно применить совместно ТРГ и КТ.
- клинический;
- биометрический (исследование челюстей);
- антропометрический;
- функциональный;
- рентгенологический;
Клинический метод является ведущим при постановке ортодонтического диагноза. Он включает:
- анамнез жизни и заболевания — собирают со слов пациента, особое внимание уделяют факторам, которые могли повлиять на формирование патологии челюстно-лицевой области (например, дети, которые профессионально занимаются плаванием, обладают привычным ротовым дыханием, которое приводит к сужению зубных рядов);
- общий осмотр — оценивают соматическое и психоэмоциональное развитие пациента, их соответствие возрасту и полу, чтобы спрогнозировать сроки прорезывания, смены зубов, пиков роста челюстей;
- обследование полости рта и носоглотки — проводят с использованием условий стационарного стоматологического кабинета и инструментария (осмотр с помощью зеркала и зонда, проведение сканирования или фотопротокола).
Далее проводится исследование состояния мышц челюстно-лицевой области, физиологических функций челюстно-лицевой области: специальные фонетические пробы (произношение букв или слов), пальпация.
Клинические функциональные пробы дают представление о направлении смещения нижней челюсти и его причинах, нарушении смыкания зубных рядов, изменениях в ВНЧС, асимметрии скелета. Пробы проводятся по следующему принципу: осмотр в покое в прямой и боковой проекции, при разговоре, при открывании рта, смещении в стороны и вперёд.
Основные функции зубочелюстной системы, имеющие диагностическое значение в ортодонтии: дыхание и клапанная функция губ, откусывание, пережёвывание и глотание пищи, речеобразование. При дыхании смотрят, какие мышцы при этом участвуют, какое дыхание преобладает — носовое или ротовое. Если есть жалобы на жевание, пациента просят продемонстрировать или подробно описать. Проблемы с речеобразованием выявляются во время беседы.
Функциональная глотательная проба — с помощью неё определяют способность пациента проглатывать небольшое количество жидкости или твёрдой пищи спонтанно и (или) по команде. Продолжительность физиологического глотания составляет 0,2 секунды для жидкости и 0,5 секунд для твёрдой пищи.
Рентгенологическое исследование включает телерентгенограмму (ТРГ) в боковой и прямой проекции. Его проводят с целью выявления скелетных аномалий зубочелюстной системы. Панорамный снимок и компьютерная томография (КТ) показывает состояние корней, костной ткани, расположение зубов. Желательно применить совместно ТРГ и КТ.
Прогноз. Профилактика
Чем раньше обнаружена проблема с прикусом и начато лечение, тем благоприятнее прогноз. Даже если ничего не беспокоит, желательно в восемь лет показать ребёнка ортодонту. Это поможет не пропустить начало развития патологии. Если есть признаки, указывающие на наличие зубочелюстной аномалии у ребёнка или аналогичные проблемы у родителей, можно показать ребёнка врачу в пять лет. В раннем возрасте ношение аппаратов может предотвратить или уменьшить выраженность патологии прикуса.
Для предотвращения патологии следует:
Для предотвращения патологии следует:
- Контролировать здоровье будущей матери во время беременности.
- Правильно прикладывать ребёнка к груди. Техника прикладывания: в положении лёжа или сидя лицо ребёнка сближают с грудью (нос на уровне соска), поддерживая рукой его спину и голову, другой рукой придерживают грудь (пальцы не ближе 10 см от соска). В это время ребёнок приоткрывает рот, захватывает сосок, почти всю ареолу в основном нижней губой. Язык ребёнка должен быть виден между губой и грудью. Выделяют признаки правильного захвата груди: рот ребёнка широко открыт, захват околососковой зоны больше снизу, подбородок малыша касается груди, нижняя губа вывернута. Слышно глотание молока, а не чмокание.
- По рекомендации педиатра вовремя проводить пластику уздечек языка. Короткая уздечка не даёт ребёнку полноценно сосать грудь, следует иссечь её у хирурга, чтобы не было проблем как с кормлением, так и с дальнейшим развитием зубочелюстной системы.
- Использовать ортодонтические соски и пустышки и своевременно отучать от них (до 1- 1,5 лет).
- Своевременное вводить прикорм из более грубой пищи и приучать ребёнка к поильнику (с 7 месяцев).
- Следить за позой во время сна (чаще переворачивать, чтобы долго не лежал в одном положении, не давать запрокидывать голову).
- Не разрешать сосать палец или другие предметы, вовремя отучать от пустышки (до 1,5 лет).
- Наладить носовое дыхание и своевременно лечить ЛОР патологии.
- Выполнять миогимнастику — выдвигать нижнюю челюсть вперёд, давить языком на зубы, надувать щёки и медленно выпускать воздух, цокая языком.
- Своевременно лечить молочные зубы, не допуская преждевременного их удаления.
- Предупреждать и лечить соматические заболевания: эндокринные, сердечно-сосудистые и ревматоидные.
- Предупреждать и устранять нарушение осанки
Записаться на первичный осмотр и консультацию вы можете по телефону 8-(965)-312-79-79